В последнее время, в сельском хозяйстве все шире применяются системы точного земледелия. Они основаны на подходе, при котором поле, неоднородное по рельефу, почвенному покрову или агрохимическому содержанию, требует такой же неоднородной обработки.
Основной целью использования точного земледелия является повышение производительности и существенное уменьшение затрат на производство продукции.
Для каждого поля, при помощи спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, геоинформационных средств, бортовых компьютеров, автоматизированных устройств сельскохозяйственного назначения, программного обеспечения фиксируются температура почвы, приземного слоя и воздуха, скорость ветра, количество осадков и т. п. Ведется технологическая карта поля с момента сева до жатвы. Наличие комплексной информации позволяет специалистам принимать адекватные решения и оперативно корректировать ситуацию на полях.
Такой подход экономит удобрения, горючее поскольку задействованы сберегающие технологии, а в конечном итоге ведет к росту производительности, снижению себестоимости и повышению эффективности хозяйствования.
Затраты на покупку и внедрение оборудования для точного земледелия могут окупиться за 1 сезон (такие примеры есть в Саратовской области). Наиболее быстро окупается внедрение систем параллельного вождения. При этом комплексное внедрение системы точного земледелия позволяет помимо сегодняшнего экономического эффекта получить и долгосрочный агрономический и экологический эффект за счет более бережной обработки почвы и уменьшения применения азотных удобрений и нитратов, что в дальнейшем приводит и к более высокому экономическому эффекту, однако окупаемость в этом случае дольше и затрат требуется больше.
Задачи, решаемые системой точного земледелия:
- получение почвенных карт полей при помощи специального оборудования — автоматических почвоотборников;
- получение карт урожайности полей, сопоставление его с почвенными картами и принятие решений о необходимости и количестве внесения удобрений по полям;
- автоматизация процессов проведения технологических операций (в т.ч. и внесения удобрений) при помощи специального оборудования;
- контроль работ, выполненных той или иной техникой, отслеживание использования техники;
- анализ и накопление данных с целью отслеживания изменения состояния полей с течением времени;
- оперативное отслеживание состояния полей и посевов на различных участках, что позволяет вовремя проводить технологические операции и правильно определять их последовательность по полям.
Состав системы точного земледелия
- бортовой компьютер;
- система параллельного вождения и автопилотирования;
- бортовые датчики для точного внесения удобрений, датчики мониторинга урожая;
- датчики для измерения свойств почвы (температура, влажность и т.д.), а также определения состояния растений;
- программное обеспечение для сбора, анализа данных и выдачи данных для бортовых датчиков (карты для точного внесения удобрений или семян);
Система параллельного вождения
Как было сказано выше, система параллельного вождения является самой быстро окупаемой частью системы точного земледелия. Эта система позволяет обеспечить максимальную точность и высокую скорость при проведении таких операций как вспашка, культивация боронование, сев озимых и яровых, разбрасывание и опрыскивание. Кроме того эта система позволяет эффективно работать ночью, как и днем, что особенно важно при проведении весенних полевых работ, когда требования к срокам проведения агротехнических работ очень жесткие.
Системы параллельного вождения позволяют при использовании бесплатного сигнала обеспечить точность междурядных перекрытий до 30 см., а при работе с платными сервисами до 2,5 см. Эта система позволяет значительно сократить количество применяемых расходных материалов — семян и удобрений, сократить длину холостого хода сельскохозяйственной машины и ширину ее разворотной полосы. Сокращение затрат на ГСМ, семена и удобрения составляет до 20%, при этом пропорционально увеличивается и производительность труда.
Состав системы параллельного вождения
- навигационный приемник;
- дисплей;
- система может комплектоваться подруливающим устройством или автопилотом;
- программное обеспечение;